О реализации табачной продукции и табачных изделиях (ограничения и запреты в сфере торговли) |
Оборот табачных изделий в России строго регулируется действующим законодательством, в том числе и порядок их продажи. Поэтому как при производстве, так и при реализации подобной продукции есть целый ряд нюансов, незнание которых может привести к ответственности, как административного, так и уголовного характера. Табачные организации, равно как оборудование и сырье для производства сигарет или иных табачных изделий, подлежат обязательному статистическому контролю и учету. Таковые нормативы, как и большинство других антитабачных норм, закреплены положениями ФЗ РФ от 23.02.2013 №15 "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака". Данный закон получил название «антитабачного», так как он крайне строго регламентирует порядок производства и ввоза табачных изделий на территорию Российской Федерации. Действующие нормативы и правила продажи сигарет и иных табачных изделий, в соответствии с ФЗ РФ от 23.02.2013 №15 являются достаточно жесткими и учитывают множество факторов, которые следует знать и соблюдать при розничной торговле. Действующее законодательство запрещает открытую демонстрацию любой табачной продукции покупателям любым образом. Это касается как рекламных изображений сигарет, сигаретных пачек или иной табачной продукции, так и непосредственной выкладки табачных изделий на витрине. Покупатели могут ознакомляться с ассортиментом табачных изделий только посредством таблиц с указанием наименования и цены сигарет, выполненных одинаковым шрифтом в алфавитном порядке. С 2016 года действует ограничение продажи сигарет, касающееся поштучной их реализации либо изготовления и продажи изделий с нестандартным числом сигарет в пачке. На текущий момент допускается исключительно производство и продажа сигарет в пачках в количестве 20 штук в одной упаковке – не больше, и не меньше. Законодательством определены места, в которых допускается продажа сигарет, а также способы таковой продажи. Разрешается продавать сигареты в стационарных магазинах и павильонах. Развоз сигарет и табачной продукции, продажа их с лотка и иные способы реализации допускаются в случае, если в населенном пункте полностью отсутствуют магазины или павильоны, реализующие табачные изделия. Действующим законодательством ограничиваются допустимые к продаже виды табачных изделий. Однако полного перечня разрешенных табачных продуктов законодательство не предусматривает – вместо этого антитабачный закон регулирует лишь запреты продажи отдельных видов табакосодержащей продукции. В настоящее время действует большое количество запретов, связанных с продажей сигарет. Одним из наиболее известных запретов является абсолютное ограничение продажи табачных изделий и никотинсодержащей продукции, а также безникотиновых курительных средств и смесей несовершеннолетним лицам. Касательно места продажи, законодательство строго ограничивает возможность реализации сигарет ближе, чем в 100 метрах от учебных заведений, спортивных учреждений или организаций здравоохранения. Следует отметить, что в данном случае расстояние измеряется от самых близких точек территории объектов, а именно – участка, на котором располагается продавец сигарет и непосредственно границ участка вышеозначенных заведений. Также запрещается торговля сигаретами и табачными изделиями на железнодорожных и автотранспортных вокзалах, аэропортов, водных вокзалов, метро и других транспортных объектах, в гостиницах и жилье, сдаваемом в аренду. Действующие ограничения для продажи сигарет в аэропортах и вокзалах не затрагивают магазины беспошлинной торговли «дьюти-фри», сигареты и иные табачные изделия в них могут продаваться свободно. На российской территории полностью запрещена продажа насвая - табака, перемешанного с куриным пометом или известью, а также снюса - сосательных разновидностей табака. Многочисленные меры по дестимулированию приобретения табачной продукции предусмотрены ст. 16 Закона РФ N 15-ФЗ. Так, ч. 1 указанной статьи полностью запрещается реклама табака, а также спонсорство табака. Согласно ч. 1 ст. 2 Закона РФ под спонсорством табака следует понимать любой вид вклада в любое событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно. С 15.11.2013г. изменениями в Кодекс об административных правонарушениях РФ введены в действие новые составы административных правонарушений, предусматривающие более жесткие меры наказания за несоблюдение требований антитабачного закона. За нарушение ограничений изапретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями ч.1 ст.14.53 КоАП РФ предусмотрен штраф на должностных лиц от 5000 до 10000 рублей, на юридических лиц - от 40000 до 50000 рублей.Частью 2 ст.14.53 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за оптовую или розничную продажу насвая, табака сосательного (снюса) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 7000 до 12000 рублей; на юридических лиц - от 40000 до 60000 рублей. Помощник прокурора А.А. Сычева |