Разъяснение законодательства в рамках правового просвещения |
Что такое утилизационный сбор? Как следует из положений части 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», утилизационный сбор – это обязательный взнос, взимаемый за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, который уплачивается в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.Вместе с тем, федеральным законодательством предусмотрены случаи, когда утилизационный сбор не уплачивается. В соответствии с частью 6 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств, если они:
Когда необходимо самостоятельно уплатить утилизационный сбор в отношении транспортного средства? В силу части 3 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» плательщиками утилизационного сбора являются лица, которые:
Как узнать, выплачен ли утилизационный сбор в отношении приобретаемого транспортного средства? Информация об уплате утилизационного сбора указывается в паспорте транспортного средства (ПТС). Если сбор в отношении транспортного средства не уплачивается, это также отражается в ПТС. В случае, если ПТС колесного транспортного средства выдан до 01.09.2012, отметка об уплате сбора в ПТС не проставляется, поскольку требования об уплате утилизационного сбора не применяются в отношении транспортных средств, на которые ПТС выданы до 01.09.2012 в силу статьи 3 Федерального закона от 28.07.2012 № 128-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации». Может ли автовладелец утилизировать транспортное средство бесплатно? Частью 9 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что взимание платы с собственников (владельцев) транспортных средств, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, в связи с передачей отходов, образовавшихся в результате утраты такими транспортными средствами своих потребительских свойств, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, либо представителям данных организаций не допускается. Таким образом, если в отношении транспортного средства уплачен утилизационный сбор, об этом имеется соответствующая отметка в ПТС, выданном после 31 августа 2012 г., автовладелец вправе рассчитывать на безвозмездное оказание услуги по утилизации автомобиля. Разрешено ли сбрасывать (сливать) в водоемы, на почву, в канализационные сети, а также вывозить на полигоны бытовых отходов отработанные моторные масла? Нельзя. В силу пункта 3.8.3. «ТР ТС 030/2012. Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям», принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. № 59 и ратифицированного Федеральным законом от 27.06.2011 № 152-ФЗ, при обращении отработанной продукции запрещается:
Как утилизировать отработанные моторные масла, охлаждающие и тормозные жидкости? В соответствии с пунктом 3.3 «ТР ТС 030/2012. Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям», принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. № 59 и ратифицированного Федеральным законом от 27.06.2011 № 152-ФЗ, отработанная продукция предназначена исключительно для переработки (утилизации) с целью получения товарных нефтепродуктов. Осуществлять сброс (слив) в водоемы, на почву и в канализационные сети общего пользования или вывоз на полигоны для бытовых и промышленных отходов с последующим захоронением отработанной продукции запрещено. Согласно пункту 3.8.1 Технического регламента отработанная продукция подлежит сдаче на пункты сбора отработанной продукции для подготовки к последующей переработке (утилизации). Обращаю внимание, что за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления предусмотрена административная ответственность, установленная статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе в виде административного штрафа до двухсот пятидесяти тысяч рублей. Вправе ли собственник или арендатор земельного участка использовать для собственных нужд общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка? Указанные лица имеют такое право при соблюдении некоторых условий. Так, статьей 19 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» допускается использование общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка, если они не числятся на государственном балансе; подземных вод, объем извлечения которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительства подземных сооружений на глубину до пяти метров. При этом, использовать общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды разрешено при наличии заключения, а также разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, исключительно для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд; отчуждать указанные объекты запрещено. В каком порядке собственник или арендатор земельного участка может получить информацию о возможности использования общераспространенных полезных ископаемых, а также подземных вод, имеющихся в границах участка? Пунктом 6.2 Порядка предоставления в пользование участков недр местного значения Брянской области, использования собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, имеющихся в границах земельного участка, выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на территории Брянской области, утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 27.03.2017 № 124-п, установлено, что прежде чем начинать работы по использованию подземных вод, а также общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, а также арендатор земельного участка должен обратиться в департамент природных ресурсов и экологии Брянской области с целью получения письменного заключения об отсутствии в границах участка запасов общераспространенных полезных ископаемых, числящихся на государственном балансе, или о том, что намечаемый к эксплуатации водоносный горизонт не является источником централизованного водоснабжения, а также получить в установленном порядке разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова. Указанное заключение выдается на бесплатной основе в течение 30 календарных дней с момента поступления всех необходимых документов. В каком порядке собственник или арендатор земельного участка может получить информацию о возможности использования общераспространенных полезных ископаемых, а также подземных вод, имеющихся в границах участка? Пунктом 6.2 Порядка предоставления в пользование участков недр местного значения Брянской области, использования собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, имеющихся в границах земельного участка, выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на территории Брянской области, утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 27.03.2017 № 124-п, установлено, что прежде чем начинать работы по использованию подземных вод, а также общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, а также арендатор земельного участка должен обратиться в департамент природных ресурсов и экологии Брянской области с целью получения письменного заключения об отсутствии в границах участка запасов общераспространенных полезных ископаемых, числящихся на государственном балансе, или о том, что намечаемый к эксплуатации водоносный горизонт не является источником централизованного водоснабжения, а также получить в установленном порядке разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова. Указанное заключение выдается на бесплатной основе в течение 30 календарных дней с момента поступления всех необходимых документов. Как получить разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова? Пунктом 7.1 Порядка предоставления в пользование участков недр местного значения Брянской области, использования собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, имеющихся в границах земельного участка, выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на территории Брянской области, утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 27.03.2017 № 124-п, установлено, что для получения разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, собственник (пользователь) земельного участка обязан в письменной форме обратиться в уполномоченный орган с заявлением, а также чертежом (планом) землепользования и схемой (проектом) рекультивации нарушенных земель, согласованной с управлением Росприроднадзора по Брянской области и управлением Росреестра по Брянской области. В течение 30 дней с даты приема документов уполномоченный орган направляет заявителю разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, либо мотивированный отказ – в этом случае заявитель вправе подать повторное заявление только после устранения причин, послуживших основанием для отказа. В силу пункта 7.7 Порядка заявитель вправе приступить к осуществлению указанных работ только после получения разрешения. |