О социальном партнерстве в сфере труда |
В СССР в период 1918-1933 годов существовала практика заключения отраслевых тарифных соглашений, которые устанавливали тарифы оплаты труда в отраслях народного хозяйства. Они назывались отраслевыми коллективными договорами, однако, не были урегулированы КЗоТ РСФСР 1918 и 1922 годов. В 1933 году их практика прекратилась с введением централизованной тарифной системы. В дальнейшем в СССР не существовало соглашений в сфере труда, только с принятием закона РФ от 11 марта 1992 года «О коллективных договорах и соглашениях» была восстановлена практика заключения соглашений, регулирующих социально-трудовые и социально- экономические отношения. В условиях рыночной экономики, соглашение о социальном партнерстве играют важную стабилизирующую роль в обществе и государстве. Это форма сотрудничества представителей работников и работодателей фактически имеющих противоположные интересы. Ст.45 ТК РФ называет соглашение правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемым между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции. Таким образом, Кодекс называет 6 уровней соглашений о социальном партнерстве, находящихся выше локального уровня коллективного договора. Целевое назначение каждого из указанных видов соглашений определяется с учетом уровня социального партнерства и сферы их действия, а также компетенции сторон, участвующих в их заключении. Так, в Генеральном соглашении, заключаемом на федеральном уровне, межрегиональном, заключаемом на уровне двух и более субъектов РФ, региональном - на уровне субъектов РФ - устанавливаются общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на территории России. В территориальном соглашении также устанавливаются общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы на территории соответствующего муниципального образования. В соответствии со ст. 46 ТК РФ содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Вместе с тем в части 2 статьи обращается внимание на возможность включения в соглашение взаимных обязательств сторон по регулированию важнейших условий труда: оплаты, охраны, режима труда и отдыха, развития социального партнерства и иных вопросов, определенных сторонами. Порядок разработки и заключения соглашения определяет трехсторонняя комиссия, образованная из представителей участников соглашения, она ведет коллективные переговоры, разрабатывает проект соглашения, определяет сроки его действия и контроль за выполнением. Разработанный проект соглашения подписывается полномочными представителями сторон. Немаловажную роль в разработке и принятии соглашений различных уровней играют профсоюзные организации, т. к. именно они представляют интересы работников, являющихся одной из сторон соглашений. Специфика развития социально-экономических отношений в современной России привела к необходимости более эффективного использования возможностей социального партнерства в области регулирования социально-трудовых отношений и его дальнейшего совершенствования. Правовое понятие социального партнерства раскрывается в ст. 23 ТК РФ. Его суть заключается в законодательном определении такой системы взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, которая обеспечивает согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Возникновение и развитие законодательства о социальном партнерстве связано с необходимостью установления правовых мер, с помощью которых можно в известной мере преодолевать негативные последствия существующей противоположности интересов работников и работодателей в сфере труда, а также добиваться оптимального согласования их интересов и социально-экономических возможностей при определении условий труда и его оплаты и тем самым предупреждать серьезные трудовые конфликты сторон трудового правоотношения. Включение в ТК РФ раздела "Социальное партнерство в сфере труда" свидетельствует о его признании в качестве самостоятельного правового института, получившего развитие на основе достаточной правовой базы, созданной в России в период с 1991 г. по настоящее время, которая включает, в частности, трудовое законодательство, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Старший инспектор по охране труда администрации муниципального района Ю.В.Демков |